- ФОРД Джон
Форд Джон (Ford), настоящие имя и фамилия Шон Алоизиус ОФирна или ОФини (OFearna или OFeeney) (1.2.189531.8.1973), американский режиссёр. По национальности ирландец. С 1913 в Голливуде ассистент режиссёра, с 1917 режиссёр. Снял несколько десятков короткометражных ковбойских фильмов. В 1924 поставил эпический вестерн «Железный конь» о строительстве железной дороги. Этот жанр он предпочитал и в дальнейшем, стремясь к реалистическому отображению исторических событий, детальности психологических характеристик традиционных персонажей вестерна («Три злодея», 1926; «Дилижанс» по новелле Э. Хейкокса, 1939, в советском прокате «Путешествие будет опасным»). Форд обращался и к другим жанрам: ставил детективы («Полицейский Рили», 1928, «Весь город говорит», 1935), комедии («Вверх по реке», 1930), спортивные («Приветствие», 1929) и военные фильмы («Четыре сына», 1928, «Мужчины без женщин», 1930, «Потерянный патруль», 1934), исторические картины («Мария Шотландская», 1936, «Юный мистер Линкольн», 1939), приключенческие («Ураган», 1937) и другие ленты. Глубиной социально-психологического анализа отличались фильмы, посвященные ирландскому революционному движению, «Осведомитель» (по Л. ОФлаэрти, 1935, премия «Оскар») и «Плуг и звёзды» (по Ш. ОКейси, 1937). Этапным для американского кино стала экранизация романа Дж. Стейнбека «Гроздья гнева» (1940, премия «Оскар»), показавшая бедствия народа в годы экономического кризиса. Высокое мастерство, умение найти убедительные формы кинематографического воплощения литературных образов позволили Форду добиться успеха и в других экранизациях: «Эрроусмит» (по С. Льюису, 1931), «Долгий путь домой» (по Ю. ОНилу, 1940), «Табачная дорога» (по Э. Колдуэллу) и «Как зелена была моя долина» (по Р. Луэллину, премия «Оскар») оба 1941. В 194244 Форд работал в кинослужбе американской армии, где снял документальные ленты «Битва за Мидуэй» (1942, премия «Оскар»), «Мы отплываем в полночь» и «7-е декабря» (с Г. Толандом, премия «Оскар») оба 1943, и др.
Созданные в послевоенный период вестерны «Моя дорогая Клементина» (1946), «Форт Апач» (1948), «Она носила жёлтую ленту» (1949), «Рио-Гранде» и «Фургонщик» (1950), «Отправившиеся на поиски» (1956), снятые в Ирландии «Тихий человек» (1952, премия международного кинофестиваля в Венеции, и премия «Оскар», 1953) и «Восход луны» (1957), историческая лента «Солнце светит ярко» (1953) свидетельствовали о высоком профессионализме режиссёра, его приверженности традиционным жанрам. Для Форда была характерна определённая консервативность социально-этической позиции. Вместе с тем демократические идеалы, защитником которых он себя считал, побудили режиссёра выступить с острой критикой расизма («Сержант Ратледж», 1960), а также внести свой вклад в пересмотр мифологии вестерна («Человек, который пристрелил Либерти Вэланса», 1962, «Осень чейеннов», 1964). Поставил свыше 100 фильмов. Последние работы Форда лента «Семь женщин» (1966), короткометражный документальный фильм «Чести» (съёмки 1968 и 1970, выпуск 1976). В 1971 П. Богданович снял полнометражный документальный фильм «Поставлено Джоном Фордом», в который были включены фрагменты из картин режиссёра, интервью с его ближайшими сотрудниками и другие документы. В том же году на международном кинофестивале в Венеции получил почётную премию в связи с ретроспективой его фильмов.
Литература:
Эйзенштейн С. М., Мистер Линкольн мистера Форда, Избранные произведения, т. 5, М., 1968;
Mitry J., John Ford, t. 12, P., 1954;
Kezich Т., John Ford, Parma, 1958;
Bogdanovich P., John Ford, Berk., 1978;
Sinclair A., John Ford, L., 1979.
К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.