- Gance, Abel
- • ГАНС (Gance) Абель(25.10.1889 - 10.11.1981)франц. режиссёр. Творч. деятельность начал как поэт и драматург. В 1909 снялся в ф. "Мольер" (реж. Л. Перре). В 1910 - 11 писал сц. для реж. Фёйада и А. Капеллани. Первая реж. работа - ф. "Плотина" (1912). В 1914 - 1915 служил в армии, ставил ф. на воен. тему ("Возвращаются ли мёртвые?", 1915, "Героизм Падди", 1916, и др.). В 1915 пост. ф. "Безумие доктора Тюба", где смело экспериментировал, применяя субъективную камеру и деформирующую оптику. Успехом пользовался ф. "Матерь скорбящая" (1917). Лирико-драм. преувеличения отличали ф. "Десятая симфония" (1918) о жизни Бетховена и "Я обвиняю" (1919), где антивоен. пафос и многозначит, символика сочетались с наивным мелодраматизмом. В ф. "Колесо" (1923) мощный темперамент Г.-режиссёра проявился в стремительном ритме, достигнутом средствами монтажа и смелыми ракурсами; сентиментальные сцены сочетались с кадрами, передающими романтику труда железнодорожников. Поисками оригинальных выразит, средств Г. предвосхитил и подготовил "Авангард". Все свои значит. ф. ставил по собств. сценариям. Крупнейшее достижение Г.- историч. ф. "Наполеон" (1927), в к-ром режиссёр не избежал идеализации образа героя. В этом фильме Г. впервые использовал полиэкран. В годы звукового кино продолжал разрабатывать новые приёмы кинотехники, занимался повторениями в звук. варианте своих старых ф.- "Матерь скорбящая" (1932), "Наполеон" (1934), "Я обвиняю" (1938) и др., либо ставил банальные экранизации и мелодрамы - "Дама с камелиями" (1934) и др. В 1944 - 53 оставался без работы и лишь в 1954 пост. ф. "Нельская башня". Г. возобновил эксперименты с новыми технич. средствами (ф. "Мажирама", 1956, с Н. Каплан), применяя их для создания масштабного экранного зрелища ("Аустерлиц", 1960, с Р. Ришбе). Однако, находясь в постоянном конфликте с капиталистич. кинопроиз-вом, Г. так и не смог в полной мере реализовать свои худож. замыслы. В 1983 Франц. синематека восстановила и показала полный вариант ф. "Наполеон". Большая пр. франц. кино (1974).Др. ф.: "Право на жизнь" и "Зона смерти" (1917), "На помощь!" (1923), "Конец мира" (1930), "Хозяин кузницы" (1933), "Великая любовь Бетховена" (1936), "Капитан Фракасс" (1943), "Сирано и Д'Артаньян" (1964), "Мария Тюдор" (1966, на ТВ), "Бонапарт и революция" (1971).♦ Ma contribution аи progres du cinema sonore, "Arts et technique sonore", 1955, № 4; Depart vers la polyvision, "Cahiers du cinema", 1964, № 11.◘ Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Jeanne R., Ford Ch., Abel Gance, P., 1963.В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.