- ГАНС Абель
Ганс Абель (Gance) (25.10.188910.11.1981), французский режиссёр. Творческую деятельность начал как поэт и драматург. В 1909 снялся в фильме «Мольер» (режиссёр Л. Перре). В 191011 писал сценарии для режиссёров Л. Фёйада и А. Капеллани. Первая режиссёрская работа фильм «Плотина» (1912). В 19141915 служил в армии, ставил фильмы на военную тему («Возвращаются ли мёртвые?», 1915, «Героизм Падди», 1916, и др.). В 1915 поставил фильм «Безумие доктора Тюба», где смело экспериментировал, применяя субъективную камеру и деформирующую оптику. Успехом пользовался фильм «Матерь скорбящая» (1917). Лирико-драматические преувеличения отличали фильмы «Десятая симфония» (1918) о жизни Бетховена и «Я обвиняю» (1919), где антивоенный пафос и многозначительная символика сочетались с наивным мелодраматизмом. В фильме «Колесо» (1923) мощный темперамент Ганса-режиссёра проявился в стремительном ритме, достигнутом средствами монтажа и смелыми ракурсами; сентиментальные сцены сочетались с кадрами, передающими романтику труда железнодорожников. Поисками оригинальных выразительных средств Ганс предвосхитил и подготовил «Авангард». Все свои значительные фильмы ставил по собственным сценариям. Крупнейшее достижение Ганса исторический фильм «Наполеон» (1927), в котором режиссёр не избежал идеализации образа героя. В этом фильме Ганс впервые использовал полиэкран. В годы звукового кино продолжал разрабатывать новые приёмы кинотехники, занимался повторениями в звуковом варианте своих старых фильмов «Матерь скорбящая» (1932), «Наполеон» (1934), «Я обвиняю» (1938) и др., либо ставил банальные экранизации и мелодрамы «Дама с камелиями» (1934) и др. В 194453 оставался без работы и лишь в 1954 поставил фильм «Нельская башня». Ганс возобновил эксперименты с новыми техническими средствами (фильм «Мажирама», 1956, с Н. Каплан), применяя их для создания масштабного экранного зрелища («Аустерлиц», 1960, с Р. Ришбе). Однако, находясь в постоянном конфликте с капиталистическим кинопроизводством, Ганс так и не смог в полной мере реализовать свои художественные замыслы. В 1983 Французская синематека восстановила и показала полный вариант фильма «Наполеон». Большая премия французского кино (1974).
Другие фильмы:
«Право на жизнь» и «Зона смерти» (1917), «На помощь!» (1923), «Конец мира» (1930), «Хозяин кузницы» (1933), «Великая любовь Бетховена» (1936), «Капитан Фракасс» (1943), «Сирано и ДАртаньян» (1964), «Мария Тюдор» (1966, на телевидении), «Бонапарт и революция» (1971).Сочинения:
Ma contribution au progrès du cinéma sonore, «Arts et téchnique sonore», 1955, № 4;
Départ vers la polyvision, «Cahiers du cinéma», 1964, № 11.Литература:
Лепроон П., Современные французские кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960;
Jeanne R., Ford Сh., Abel Gance, P., 1963.В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.