- Altman, Robert
- • О`ЛТМЕН (Altman) Роберт(р. 20.2.1925)амер. режиссёр, сценарист, продюсер. Получил технич. образование. В 1947 - 1955 снимал док. ф. в Канзас-Сити. В Голливуде с 1955. Первые картины - "Правонарушители" (1955) и монтажная лента "История Джеймса Дина" (1957, с У. Дж. Джорджем). Затем 6 лет работал на ТВ. В 1968 пост, картину "Обратный счёт", а в 1969 - "Холодным днём в парке" (США - Канада). Прославился антивоен. комедией "М. A. S. Н." (первые буквы словосочетания "Передвижной военный хирургический госпиталь", 1970, гл. пр. Мкф в Канне). В ней проявились осн. черты реж. почерка О.- сочетание трагического и комического, ироничный взгляд на суету совр. амер. общества, внешне хаотичное построение ф., включающее разнородные сюжетные линии, острота социально-психологич. характеристик и повышенное внимание к ост-раняющим деталям. В комич. вестерне "Мак-Кейб и миссис Миллер" (1971), детективе "Долгое прощание" (по Р. Чандлеру, 1973), гангстерской ленте "Воры, как мы" и комедии "Калифорнийский покер" (1974) О. по-новому обыгрывал мотивы традиц. голливудских жанров. Одна из наиболее удачных картин О.- "Нэшвил" (1975); в ней в причудливом переплетении событий фестиваля популярной песни и предвыборной кампании консервативного политич. деятеля с язвительно-грустной иронией возникала противоречивая панорама "американского образа жизни". Последующие фильмы О.- "Буффало Билл и индейцы, или Исторический урок Сидящего Быка" (1976, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине) - критич. переосмысление жанра вестерна, психологич. драма "Три женщины" (1977), сатирич. ф. "Свадьба" (1978), муз.-психологич. этюд "Идеальная пара" (1979) - не пользовались зрит. успехом. Сатир ич. памфлет "Здоровье" (1980) вызвал неудовольствие продюсеров и ещё более осложнил положение режиссёра. Производств. и творч. трудности побудили О. обратиться к лёгкому жанру и снять игровой вариант приключений популярного героя мульт. лент моряка Попая ("Попай", 1980). В 1982 пост. ф. "Приходи на нашу встречу, Джимми Дин, Джимми Дин". О.- сценарист, а с 1975 продюсер нек-рых своих фильмов. Творчество О. оказало значит, влияние на стилистику зап. кинорежиссуры.Др. ф.: "Брустер Мак-Клауд" (1970), "Образы" (1972), "Квинтет" (1978).◘ Jacobs D., Hollywood renaissance, N. Y.- L., 1977; Kolker R. P., A cinema of loneliness, N. Y.- Oxf., 1980.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.