- ОЛТМЕН Роберт
О́лтмен Роберт (Altman) (р. 20.2.1925), американский режиссёр, сценарист, продюсер. Получил техническое образование. В 19471955 снимал документальные фильмы в Канзас-Сити. В Голливуде с 1955. Первые картины «Правонарушители» (1955) и монтажная лента «История Джеймса Дина» (1957, с У. Дж. Джорджем). Затем 6 лет работал на телевидении. В 1968 поставил картину «Обратный счёт», а в 1969 «Холодным днём в парке» (СШАКанада). Прославился антивоенной комедией «М. A. S. Н.» (первые буквы словосочетания «Передвижной военный хирургический госпиталь», 1970, главная премия международного кинофестиваля в Канне). В ней проявились основные черты режиссёрского почерка Олтмена сочетание трагического и комического, ироничный взгляд на суету современного американского общества, внешне хаотичное построение фильма, включающее разнородные сюжетные линии, острота социально-психологических характеристик и повышенное внимание к остраняющим деталям. В комическом вестерне «Мак-Кейб и миссис Миллер» (1971), детективе «Долгое прощание» (по Р. Чандлеру, 1973), гангстерской ленте «Воры, как мы» и комедии «Калифорнийский покер» (1974) Олтмен по-новому обыгрывал мотивы традиционных голливудских жанров. Одна из наиболее удачных картин Олтмена «Нэшвил» (1975); в ней в причудливом переплетении событий фестиваля популярной песни и предвыборной кампании консервативного политического деятеля с язвительно-грустной иронией возникала противоречивая панорама «американского образа жизни». Последующие фильмы Олтмена «Буффало Билл и индейцы, или Исторический урок Сидящего Быка» (1976, главная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине) критическое переосмысление жанра вестерна, психологическая драма «Три женщины» (1977), сатирический фильм «Свадьба» (1978), музыкально-психологический этюд «Идеальная пара» (1979) не пользовались зрительским успехом. Сатирический памфлет «Здоровье» (1980) вызвал неудовольствие продюсеров и ещё более осложнил положение режиссёра. Производственные и творческие трудности побудили Олтмена обратиться к лёгкому жанру и снять игровой вариант приключений популярного героя мультипликационных лент моряка Попая («Попай», 1980). В 1982 поставил фильм «Приходи на нашу встречу, Джимми Дин, Джимми Дин». Олтмен сценарист, а с 1975 продюсер некоторых своих фильмов. Творчество Олтмена оказало значительное влияние на стилистику западной кинорежиссуры.
Другие фильмы:
«Брустер Мак-Клауд» (1970), «Образы» (1972), «Квинтет» (1978).Литература:
Jacobs D., Hollywood renaissance, N.Y.L., 1977;
Kolker R. P., A cinema of loneliness, N.Y.Oxf., 1980.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.