ГРИФФИТ Дейвид Уорк

ГРИФФИТ Дейвид Уорк

Гри́ффит Дейвид Уорк (Griffith) (22.1.1875—23.7.1948), американский режиссёр. Был журналистом, актёром. В кино с 1907 (на киностудии «Эдисон» и «Байограф»). Играл эпизодические роли, придумывал сюжеты картин. В ранний период своего творчества Гриффит поставил несколько сотен короткометражных фильмов. Среди них — драмы, комедии, исторические фильмы, экранизации произведений Ч. Диккенса, Дж. Лондона, Э. По. Уйдя из «Байографа», Гриффит начал работать в Голливуде в кинокомпании «Мьючуэл», а с 1915 с Т. Инсом и М. Сеннеттом возглавил фирму «Трайэнгл», где под руководством Гриффита было поставлено около 40 картин. С 1919 стал выпускать фильмы как независимый продюсер для фирмы «Юнайтед артисте», организованной им совместно с Д. Фэрбенксом, М. Пикфорд и Ч. Чаплином.

Гриффит внёс большой вклад в развитие мирового киноискусства, использовав такие средства киновыразительности, как крупный план, параллельный монтаж, обширные панорамы и др., для создания целостной художественной системы. Постепенно вокруг Гриффита образовалась группа молодых актёров, которых он обучал новым методам актёрской игры. Итогом гриффитовских поисков стал полнометражный фильм «Рождение нации» (1915). Основой для фильма послужил откровенно расистский роман Т. Диксона, целью которого было прославление реакционной организации ку-клукс-клан. Фильм Гриффита, во многом близкий к роману, хотя и более сдержанный по тону, вызвал ожесточённую критику прогрессивной и негритянской общественности. Несмотря на это, фильм явился классическим образцом развития действия при помощи новых специфических выразительных средств. Композиция сцены, монтаж, операторская техника — всё было подчинено кинематографическому видению. В 1916 Гриффит создал фильм «Нетерпимость» — один из этапных в развитии мирового киноискусства. В фильме, снятом с грандиозным постановочным размахом, был затронут широкий круг философских и моральных проблем. Нетерпимость трактована как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех народов. Обратившись к огромному историческому и мифологическому материалу, Гриффит использовал при его воплощении необычные для того времени кинематографические средства и приёмы, определившие новаторское значение фильма. Действие в нём происходило в Древнем Вавилоне, Иудее евангельских сказаний, средневековой Франции и Америке 1910-х гг. Главный эстетический и драматургический приём, положенный в основу фильма, — перекрёстный монтаж, который комбинировал разновременные сцены в непрерывно нарастающем темпе. Глубоко реалистический современный эпизод «Нетерпимости» (выпущенный впоследствии отдельным фильмом под названием «Мать и Закон») по совершенству исполнения был основным во всём произведении. Сюжет был подсказан Гриффиту действительным событием — кровавым конфликтом между фабрикантом и рабочими. Кульминацией эпизода стал расстрел забастовщиков полицией. Дорого стоивший фильм провалился в прокате. Гриффит, частично финансировавший его, обязался покрыть дефицит. В дальнейшем он работал в основном на выплату этого долга, что не могло не сказаться на его работах.

Всё больше Гриффит склонялся к идеализации американской провинции, к сентиментальной мелодраме. С нескрываемой симпатией рисовал он картины патриархальной фермерской жизни, которую противопоставлял греховным соблазнам городской культуры. Наиболее типичным персонажем в его фильмах была страдающая, беззащитная девушка, а наиболее типичной актрисой школы Гриффита — Л. Гиш, исполнительница многих вариантов этого сентиментального образа. В знаменитом фильме Гриффита «Сломанные побеги» (по новелле английского писателя Т. Бёрка, 1919, в советском прокате «Сломанная лилия») она создала незабываемый образ преследуемой и избиваемой жестоким отцом-боксёром пятнадцатилетней девочки, которую пытался защитить нищий китаец. Действие строилось на игре трёх актёров. В работе с ними, в создании атмосферы действия с особой силой проявилось мастерство Гриффита (во многом его лучшие фильмы обязаны своим успехом работе оператора Б. Битцера). Из поставленных им в эти годы лент («Сердца мира», 1918, «Любовь в счастливой долине», «Верное сердце Сузи», 1919, «Улица грёз», 1921, и др.) выделялся мастерски сделанный фильм «Путь на Восток» (1920). В начале 20-х гг. картины Гриффита обнаружили явные тенденции творческого упадка, постепенного отхода от реалистических позиций. Из произведений этого периода выделяются мелодрама из времён Великой французской революции «Сиротки бури» (1921, в советском прокате «Две сиротки»), исторический фильм «Америка» (1924), картина «Разве жизнь не чудесна?» (1924) — интересная попытка отразить быт послевоенной нищей Германии. Ещё несколько лет Гриффит, пытаясь вернуть себе былую славу, ставил самые разнообразные, как правило неудачные, ленты: «Салли из опилок» (1925), «Скорбь сатаны» (1926), «Авраам Линкольн» (1930), «Схватка» (1931), после которого прекратил деятельность в кино. В 1935 получил специальную премию «Оскар».

Прогрессивное и новаторское значение деятельности Гриффита заключалось в новом понимании им роли режиссёра как создателя единого образа произведений. Почти в каждой его картине есть попытка разрешения какой-то формальной или эстетической проблемы. В 1922 Гриффит запатентовал оригинальный способ комбинированных съёмок. Он разработал основной принцип актёрской игры в кинематографе, воспитав замечательную плеяду реалистических актёров: Дороти и Лиллиан Гиш, М. Марш, Р. Харрона, Р. Бартелмеса, К. Демпстер, М. Пикфорд и др. Некоторые ученики Гриффита стали впоследствии режиссёрами: Т. Браунинг, Дж. Конвей, В. Флеминг, Р. Уолш, М. Сеннетт, Э. фон Штрогейм, Д. Крисп и др. Гриффит многое перестроил в технике и манере киносъёмки, открыл огромные возможности съёмочной камеры и её роль в построении экранного образа.

Творчество Гриффита оказало значительное влияние на дальнейшее развитие киноискусства. Разработанные им новаторские принципы построения фильмов были творчески переосмыслены мастерами советского кино. В последние 20 лет во всём мире вновь возник огромный интерес к творчеству Гриффита. Оно изучается в киноинститутах. В ряде стран (США, Италия и др.) организованы специальные общества, занимающиеся Гриффитианой.

Литература:
Дэвид Уорк Гриффит. Составление П. М. Аташева. Сборник под ред. С. М. Эйзенштейна и С. И. Юткевича, М., 1944;
Трауберг Л., Дэвид Уорк Гриффит, М., 1981;
Barry I., D. W. Griffith. American film master, N.Y., 1965;
Phillips L. R., D. W. Griffith: titan of the film art, N.Y., 1976;
Frezza G., L’immagine innocente, Roma, 1978;
Williams M., Griffith, first artist of the movies, N.Y.—Oxf., 1980.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ГРИФФИТ Дейвид Уорк" в других словарях:

  • ГРИФФИТ Дейвид Уорк — (1875 1948) американский кинорежиссер. В кино с 1907. Фильмы: Рождение нации (1915), Нетерпимость (1916), Сломанные побеги (1919) и др. Обогатил художественную выразительность киноязыка (крупный план, параллельный монтаж) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гриффит Дейвид Уорк — Гриффит (Griffith) Дейвид Уорк (22.1.1875, Ла Грейндж, ≈ 23.7.1948, Голливуд), американский режиссёр. Был журналистом, актёром в театре. В 1907 начал деятельность в кино на киностудиях «Эдисон» и «Байограф» в Нью Йорке. В ранний период ставил… …   Большая советская энциклопедия

  • Гриффит, Дейвид Уорк — Дэйвид Гриффит. ГРИФФИТ (Griffith) Дейвид Уорк (1875 1948), американский кинорежиссер. Внес большой вклад в становление мирового кино, применив крупный план, параллельный монтаж, обширные панорамы, новые принципы ассоциативного эпического… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гриффит Дейвид Уорк — (1875 1948), американский кинорежиссёр. В кино с 1907. Фильмы: «Рождение нации» (1915), «Нетерпимость» (1916), «Сломанные побеги» (1919) и др. Обогатил художественную выразительность киноязыка (крупный план, параллельный монтаж) …   Энциклопедический словарь

  • ГРИФФИТ Дейвид Уорк — (Griffith, David Wark) (1875 1948), американский кинорежиссер. Родился 22 января 1875 в Ла Гранже (шт. Кентукки). До прихода в кино Гриффит пробовал себя в качестве театрального актера, писал рассказы, стихи и пьесы, а также перебрал множество… …   Энциклопедия Кольера

  • ГРИФФИТ — (Griffith) Дейвид Уорк (1875 1948), американский кинорежиссер. Внес большой вклад в становление мирового кино, применив крупный план, параллельный монтаж, обширные панорамы, новые принципы ассоциативного эпического сюжетосложения, прежде всего в… …   Современная энциклопедия

  • Гриффит — I Гриффит (Griffith)         Артур (31.3.1872, Дублин, 12.8.1922, там же), ирландский политический деятель, буржуазный националист. По профессии журналист. Один из основателей партии «Шин фейн» (1905) (см. Шинфейнеры), лидер её правого крыла; в… …   Большая советская энциклопедия

  • Griffith, David York — • ГРИ ФФИТ (Griffith) Дейвид Уорк (22.1.1875 23.7.1948)    амер. режиссёр, и Был журналистом, актёром. В кино и 1907 (на к/ст Эдисон и Байограф ). Играл эпизодич. роли, придумывал сюжеты картин. В ранний период своего гворчества Г. пост. неск.… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • ДОБРОЕ УТРО, ВАВИЛОН — (Good Morning, Babylon) Италия Франция США, 1986, 118 мин., фильм снят на английском языке. Исторический фильм, приключенческий фильм. Андреа и Никола, молодые братья из большого семейства Бонанно, реставратора церквей из Тосканы, в начале века… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»