- Hitchcock, Alfred
- • ХИ`ЧКОК (Hitchcock) Алфред(13.8.1899 - 29.4.1980)англо-амер. режиссёр, продюсер. Род. в Лондоне. Окончил католич. колледж и инженерное училище. Был художником по рекламе. В кино с 1920 как художник, с 1922 сценарист, ассист. режиссёра. Первые работы - ф. совм. произ-ва Великобритании и Германии "Сад удовольствий" (1925) и "Горный орёл" (1926). В ф. "Жилец" (1926) проявились осн. черты творч. индивидуальности X.: пристрастие к острым детективным сюжетам, умение нагнетать напряжённость, использовать разл. приёмы киновыразительности для создания специфич. атмосферы - причудливой смеси страха и иронии. В уголовной драме "Шантаж" (1929) X. освоил возможности звука для усиления экспрессии. В картинах на шпионские сюжеты "Человек, который слишком много знал" (1934, второй вариант X. снял в США в 1956) и "39 шагов" (1935) режиссёр обыгрывал ставшие характерными для его манеры комич. детали. В ф. "Леди исчезает" (1938) появились антифаш. мотивы. После историч. картины "Таверна "Ямайка"" (по Д. Дю Морье, 1939) X. переехал в Голливуд, где пост. ф. "Ребекка" (по Дю Морье, 1940, пр. "Оскар"). В своих ф. режиссёр предпочитал сугубо психологич. (зачастую психопатологич.) коллизии. Даже когда сюжеты картин включали антифаш. мотивы - в ленте "Иностранный корреспондент" (1940), драме "Спасательная шлюпка" (1943) или детективе "Дурная слава" (1946), - вопросы политики отступали на второй план. Более детально разрабатывались психологич. мотивы реальных и мнимых преступлений ("Подозрение", 1941, "Тень сомнения", 1943, "Дело Парадайна", 1947, и др.). X. охотно использовал вульгаризированные положения фрейдовского психоанализа ("Заворожённый", 1945, "Верёвка", 1948, "Психоз", 1960, "Марни", 1964, и др.). Значит, внимание уделял моментам формального строения "ударных" эпизодов, подготовке неожиданных сюжетных ходов, трансформациям персонажей. Умелая работа с актёрами позволяла убедительно показать раздвоение личности, неоднозначность поведения. Драматически напряжёнными были ф. "Незнакомцы в поезде" (1951), "Я исповедуюсь" (1952), "В случае убийства набирайте "М"" (по Ф. Нотту, 1953, стереофильм), "Окно во двор" (1954), "Головокружение" (1958). Комедийные тона преобладали в картинах "Поймать вора" (1955), "Неприятности с Гарри" (1955), в шпионской ленте "К северу через северо-запад" (1959). В ф. "Птицы" (по Дю Морье, 1963) - фантастнч. аллегории о нападении птиц на людей - проявилась склонность режиссёра к метафорич. истолкованию событий. В политич. детективах, поставленных X. во 2-й половине 60-х гг., сказалась порождённая "холодной войной" антикоммунистич. направленность.Стремление к формальному совершенству позволило X. внести значит, вклад в разработку выразит, возможностей кино-иск-ва, оказать влияние на творчество мн. амер. и зап.-европ. кинематографистов. Вместе с тем непоследовательность, а подчас и реакционность политич. взглядов X., характер его убеждений, сложившихся под влиянием католицизма, придавали мн. его произв. отчётливый консервативно-охранительный характер. Среди др. ср.: "По наклонной плоскости", "Лёгкое поведение" и "Ринг" (1927), "Юнона и Павлин" (по Ш. О'Кейси) и "Убийство" (1930), "Богатые и странные" (1932), "Венские вальсы" (1933), "Секретный агент" (по Дж. Конраду) и "Саботаж" (1936), "Молодой и невинный" (1937), "Мистер и миссис Смит" (1941), "Саботажник" (1942), "Под знаком Козерога" (1949), "Страх сцены" (1950), "Не тот человек" (1957), "Исступление" (1971, Великобритания), "Семейный заговор" (1975).◘ Rohmer E., Chabrol С, Hitchcock, Р., 1957; Bogdanovich P., The cinema of Alfred Hitchcock, N. Y., 1963; Truffaut F., Le cinema selon A. Hitchcock, P., 1966; Taylor J. R., Hitch. The life and work of Alfred Hitchcock, L., 1978; Rothman W., Hitchcock. The Murder-rous gaze, Camb.- L., 1982. К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.