- ХИЧКОК Алфред
Хи́чкок Алфред (Hitchcock) (13.8.189929.4.1980), англо-американский режиссёр, продюсер. Родился в Лондоне. Окончил католический колледж и инженерное училище. Был художником по рекламе. В кино с 1920 как художник, с 1922 сценарист, ассистент режиссёра. Первые работы фильмы совместного производства Великобритании и Германии «Сад удовольствий» (1925) и «Горный орёл» (1926). В фильме «Жилец» (1926) проявились основные черты творческой индивидуальности Хичкока: пристрастие к острым детективным сюжетам, умение нагнетать напряжённость, использовать различные приёмы киновыразительности для создания специфической атмосферы причудливой смеси страха и иронии. В уголовной драме «Шантаж» (1929) Хичкок освоил возможности звука для усиления экспрессии. В картинах на шпионские сюжеты «Человек, который слишком много знал» (1934, второй вариант Хичкок снял в США в 1956) и «39 шагов» (1935) режиссёр обыгрывал ставшие характерными для его манеры комические детали. В фильме «Леди исчезает» (1938) появились антифашистские мотивы. После исторической картины «Таверна Ямайка» (по Д. Дю Морье, 1939) Хичкока переехал в Голливуд, где поставил фильм «Ребекка» (по Дю Морье, 1940, премия «Оскар»). В своих фильмах режиссёр предпочитал сугубо психологические (зачастую психопатологические) коллизии. Даже когда сюжеты картин включали антифашистские мотивы в ленте «Иностранный корреспондент» (1940), драме «Спасательная шлюпка» (1943) или детективе «Дурная слава» (1946), вопросы политики отступали на второй план. Более детально разрабатывались психологические мотивы реальных и мнимых преступлений («Подозрение», 1941, «Тень сомнения», 1943, «Дело Парадайна», 1947, и др.). Хичкок охотно использовал вульгаризированные положения фрейдовского психоанализа («Заворожённый», 1945, «Верёвка», 1948, «Психоз», 1960, «Марни», 1964, и др.). Значительное внимание уделял моментам формального строения «ударных» эпизодов, подготовке неожиданных сюжетных ходов, трансформациям персонажей. Умелая работа с актёрами позволяла убедительно показать раздвоение личности, неоднозначность поведения. Драматически напряжёнными были фильмы «Незнакомцы в поезде» (1951), «Я исповедуюсь» (1952), «В случае убийства набирайте М» (по Ф. Нотту, 1953, стереофильм), «Окно во двор» (1954), «Головокружение» (1958). Комедийные тона преобладали в картинах «Поймать вора» (1955), «Неприятности с Гарри» (1955), в шпионской ленте «К северу через северо-запад» (1959). В фильме «Птицы» (по Дю Морье, 1963) фантастические аллегории о нападении птиц на людей проявилась склонность режиссёра к метафорическому истолкованию событий. В политических детективах, поставленных Хичкоком во второй половине 60-х гг., сказалась порождённая «холодной войной» антикоммунистическая направленность.
Стремление к формальному совершенству позволило Хичкоку внести значительный вклад в разработку выразительных возможностей киноискусства, оказать влияние на творчество многих американских и западноевропейских кинематографистов. Вместе с тем непоследовательность, а подчас и реакционность политических взглядов Хичкока, характер его убеждений, сложившихся под влиянием католицизма, придавали многим его произведениям отчётливый консервативно-охранительный характер.
Среди других фильмов:
«По наклонной плоскости», «Лёгкое поведение» и «Ринг» (1927), «Юнона и Павлин» (по Ш. ОКейси) и «Убийство» (1930), «Богатые и странные» (1932), «Венские вальсы» (1933), «Секретный агент» (по Дж. Конраду) и «Саботаж» (1936), «Молодой и невинный» (1937), «Мистер и миссис Смит» (1941), «Саботажник» (1942), «Под знаком Козерога» (1949), «Страх сцены» (1950), «Не тот человек» (1957), «Исступление» (1971, Великобритания), «Семейный заговор» (1975).Литература:
Rohmer E., Chabrol C., Hitchcock, P., 1957;
Bogdanovich P., The cinema of Alfred Hitchcock, N. Y., 1963;
Truffaut F., Le cinéma selon A. Hitchcock, P., 1966;
Taylor J. R., Hitch. The life and work of Alfred Hitchcock, L., 1978;
Rothman W., Hitchcock. The Murderrous gaze, Camb.L., 1982.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.