- Hollywood
- • ГОЛЛИВУ`Д (Hollywood)ГОЛЛИВУД (Hollywood), центр амер. н кинематографии, расположенный в одном н из р-нов г. Лос-Анджелес, штат Калифорния. В 1908 в Калифорнию приехала небольшая киногруппа чикагской фирмы; У. Зелига для натурных съёмок ф. "Граф Монте-Кристо". В нач. 10-х гг. сюда перебазировались мн. мелкие кинопредприниматели, стремившиеся избежать судебных преследований нью-йоркской компании Т. А. Эдисона "Моушн пикчерс пейтентс компани" ("МППК"), монополизировавшей произ-во и прокат ф. в стране на основе патентов на киноаппаратуру. Постепенно в Г. переезжали кинорежиссёры, актёры, технич. сотрудники, создавалась производств. база и кинопромсти (первая студия была осн. С в 1911). Благоприятные для создания ф. условия - яркое солнце почти круглый год, богатая и разнообразная натура - привели к тому, что центр кинопром-сти остался в Голливуде и после отмены в 1915 монополии "МППК".Расширение и укрупнение кино-произ-ва, обеспечивавшего благодаря популярности экр. зрелища высокие прибыли предпринимателям и занятость творч. и технич. работникам, обусловили постепенное формирование в Г. на основе первонач. полукустарных групп крупных во киномонополий, часть к-рых существует и по сей день. В 20-е гг. в Г. была создана ли передовая для своего времени материально-технич. база кинопроиз-ва, подготовлены проф. кадры. В эти же годы в Г. зародилась система "кинозвёзд" (см. "Кинозвезда") - актёров, одно имя к-рых способно привлечь в к/т толпы зрителей, р. Было налажено поточное произ-во сценариев и ф. в рамках устойчивой системы жанров. Одновременно были установлены определённые цензурные ограничения ("Кодекс Хейса", 1933). Г. как "фабрика грёз" привлекала к себе пристальное внимание массовой аудитории не только своими ф., но и самим образом жизни, широко рекламируемым средствами информации, превратившись в своего рода миф. Во 2-й пол. 30-х гг. объём кинопроиз-ва крупных фирм Г. ("Метро-Голдвин-Майер", "Парамаунт", "20-й век - Фокс", "Коламбия", "РКО-Радио") "Уорнер бразерс", "Юниверсал", "Юнайтед артистс") составлял более 500 ф. в год. В послевоен. годы Г. переживал определённые трудности. Принятый в 1948 от т. н. антитрестовский закон, запретивший: в объединение кинопроиз-ва и проката в одних руках, в известной мере ограничивал власть киномонополий. Преследование прогрес. кинодеятелей Комиссией по расследованию антиамер. деятельности и, привело к потере мн. талантливых режиссёров, сценаристов, актёров, приостановило создание ф. социально-критич. направленности. В 50-е гг. оживилась активность небольших независимых фирм, предоставлявших работу кинематографистам, и недовольным жёсткими рамками, установленными крупными компаниями. Кинопроиз-во рассредоточилось, резко упала посещаемость к/т, поставив под угрозу само существование амер. кинопром-сти. Попытки найти выход из кризиса и победить в растущей конкуренции с ТВ путём создания постановочных "боевиков" не увенчались существенным успехом.Г. удалось приспособиться к новой ситуации только в кон. 60-х гг., когда материальное положение фирм стало и более стабильным благодаря созданию телевиз. сериалов. Большинство ведущих и кинокомпаний, как и соответствующие прокатные организации, стали к тому времени частями крупнейших некинематографич. корпораций. Они наладили тесное сотрудничество с "независимыми" с продюсерами, предоставляя им павильоны для съёмок, участвуя в финансировании и распространении картин и т. д.Отмена в 1968 "Кодекса Хейса" способствовала и размежеванию с ТВ, поскольку в кино в большей степени допускались и обращение к социальным проблемам и более откровенная демонстрация эротич. эпизодов и сцен насилия. Привлечение к созданию ф. новых, в большинстве своём молодых режиссёров позволило повысить их худож. уровень. Вместе с тем идейная направленность большей части в голливудской кинопродукции остаётся реакционно-охранительной.Карцева Е. Н., Сделано в Голливуде, М., 1964; Мерсиион А., Кино и монополии в США, пер. с франц., М., 1956; Соболев Р. П., Голливуд. 60-е годы, М., 1975; Комов Ю., Голливуд без маски, М., 1982; Powdermaker Н., Hollywood, the dream factory, N. Y., 1951; Goodman E., The fifty-year decline and fall of Hollywood, N. Y., 1961; Jacobs D., In Hollywood Renaissance, N. Y.- L., 1977. К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.