- ГОЛЛИВУД
Голливу́д (Hollywood), центр американской кинематографии, расположенный в одном из районов г. Лос-Анджелес, штат Калифорния. В 1908 в Калифорнию приехала небольшая киногруппа чикагской фирмы У. Зелига для натурных съёмок фильма «Граф Монте-Кристо». В начале 10-х гг. сюда перебазировались многие мелкие кинопредприниматели, стремившиеся избежать судебных преследований нью-йоркской компании Т. А. Эдисона «Моушн пикчерс пейтентс компани» («МППК»), монополизировавшей производство и прокат фильмов в стране на основе патентов на киноаппаратуру. Постепенно в Голливуд переезжали кинорежиссёры, актёры, технические сотрудники, создавалась производственная база кинопромышленности (первая студия была основана в 1911). Благоприятные для создания фильмов условия яркое солнце почти круглый год, богатая и разнообразная натура привели к тому, что центр кинопромышленности остался в Голливуде и после отмены в 1915 монополии «МППК».
Расширение и укрупнение кинопроизводства, обеспечивавшего благодаря популярности экранного зрелища высокие прибыли предпринимателям и занятость творческим и техническим работникам, обусловили постепенное формирование в Голливуде на основе первоначальных полукустарных групп крупных киномонополий, часть которых существует и по сей день. В 20-е гг. в Голливуде была создана передовая для своего времени материально-техническая база кинопроизводства, подготовлены профессиональные кадры. В эти же годы в Голливуде зародилась система «кинозвёзд» (см. «Кинозвезда») актёров, одно имя которых способно привлечь в кинотеатр толпы зрителей. Было налажено поточное производство сценариев и фильмов в рамках устойчивой системы жанров. Одновременно были установлены определённые цензурные ограничения («Кодекс Хейса», 1933). Голливуд как «фабрика грёз» привлекала к себе пристальное внимание массовой аудитории не только своими фильмами, но и самим образом жизни, широко рекламируемым средствами информации, превратившись в своего рода миф. Во второй половине 30-х гг. объём кинопроизводства 8 крупных фирм Голливуда («Метро-Голдвин-Майер», «Парамаунт», «XX-й век Фоке», «Коламбия», «РКО-Радио», «Уорнер бразерс», «Юниверсал», «Юнайтед артисте») составлял более 500 фильмов в год.
В послевоенные годы Голливуд переживал определённые трудности. Принятый в 1948 так называемый антитрестовский закон, запретивший объединение кинопроизводства и проката в одних руках, в известной мере ограничивал власть киномонополий. Преследование прогрессивных кинодеятелей Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности привело к потере многих талантливых режиссёров, сценаристов, актёров, приостановило создание фильмов социально-критической направленности. В 50-е гг. оживилась активность небольших независимых фирм, предоставлявших работу кинематографистам, недовольным жёсткими рамками, установленными крупными компаниями. Кинопроизводство рассредоточилось, резко упала посещаемость кинотеатров, поставив под угрозу само существование американской кинопромышленности. Попытки найти выход из кризиса и победить в растущей конкуренции с телевидением путём создания постановочных «боевиков» не увенчались существенным успехом.
Голливуду удалось приспособиться к новой ситуации только в конце 60-х гг., когда материальное положение фирм стало более стабильным благодаря созданию телевизионных сериалов. Большинство ведущих кинокомпаний, как и соответствующие прокатные организации, стали к тому времени частями крупнейших некинематографических корпораций. Они наладили тесное сотрудничество с «независимыми» продюсерами, предоставляя им павильоны для съёмок, участвуя в финансировании и распространении картин и т. д. Отмена в 1968 «Кодекса Хейса» способствовала и размежеванию с телевидением, поскольку в кино в большей степени допускались обращение к социальным проблемам и более откровенная демонстрация эротических эпизодов и сцен насилия. Привлечение к созданию фильмов новых, в большинстве своём молодых режиссёров позволило повысить их художественный уровень. Вместе с тем идейная направленность большей части голливудской кинопродукции остаётся реакционно-охранительной.
Литература:
Карцева Е. Н., Сделано в Голливуде, М., 1964;
Мерсийон А., Кино и монополии в США, пер. с франц., М., 1956;
Соболев Р. П., Голливуд. 60-е годы, М., 1975;
Комов Ю., Голливуд без маски, М., 1982;
Powdermaker H., Hollywoods the dream factory, N.Y., 1951;
Goodman E., The fifty-year decline and fall of Hollywood, N.Y., 1961;
Jacobs D., Hollywood Renaissance, N.Y.L., 1977.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.