- Ince, Thomas Harper
- • ИНС (Ince) Томас Харпер(6.11.1882 - 19.11.1924)амер. режиссёр, продюсер. Один из основоположников амер. кинематографии. С 1899 выступал на сцене как танцор и певец, позднее исполнял драм, роли. В кино сначала актёр, затем, с 1911, режиссёр. В 1912 основал фирму "Кей Би", для к-рой сам пост. ряд ф. из жизни Запада, в т. ч. "Последний бой Кастера" (1912). В дальнейшем руководил производств.-творч. процессом, контролируя работу режиссёров и осуществляя самостоятельно лишь наиболее крупные замыслы (из 500 картин, созд. под контролем И., им самим было поставлено лишь 29). И. впервые ввёл систему продюсеров, "железный" сценарий (требовал пунктуального соблюдения намеченного им плана постановки), широко использовал возможности создания циклов ф. с одним и тем же актёром в гл. роли. Большой популярностью пользовались вестерны с участием актёра У. Харта - всего с 1913 их было снято под рук. И. (в большинстве случаев в постановке Р. Баркера) ок. 30. Занимат. приключенч. сюжет, строго отработанные выигрышные сцены, поточный характер произ-ва вскоре позволили И. завоевать одно из ведущих мест в амер. кинопром-сти. После создания эпич. полотна "Битва при Геттисбурге" (1913), экзотич. мелодрам "Гнев богов" и "Тайфун" (обе 1914, с реж. Р. Баркером, с япон. актёром С. Хаякава в гл. ролях) и социальной картины о судьбе иммигранта "Итальянец" (1915, реж. С. Сидни), совм. с Д. У. Гриффитом и М. Сеннеттом основал в 1915 компанию "Трайэнгл". В ней И. создал неск. десятков картин, в т. ч. знаменитую "Цивилизацию" (1916, совм. с др. реж.) - пацифистскую аллегорию, отмеченную антигерм, направленностью. В 1918 И. с большинством своих сотрудников перешёл в компанию "Арткрафт-Парамаунт", где был худ. рук. фильмов Харта и Ч. Рея, в 1921 - 24 - продюсером ф. своего младшего брата Ралфа, а также реж. М. Нилана, Л. Хиллира и др. для фирмы "Ассошиэйтед фёрст нэшонал".Лучшие картины, выпущенные И., отличали эпич. размах, впечатляющие массовые сцены, драматизм действия, виртуозный монтаж. Менее убедительными были его салонные драмы, а также искусств, аллегории, к-рым он зачастую отдавал дань в масштабных постановках.◘ Мitrу J., Thomas H. Ince, maitre du cinema, P., 1956.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.