- ИНС Томас Харпер
Инс Томас Харпер (Ince) (6.11.188219.11.1924), американский режиссёр, продюсер. Один из основоположников американской кинематографии. С 1899 выступал на сцене как танцор и певец, позднее исполнял драматические роли. В кино сначала актёр, затем, с 1911, режиссёр. В 1912 основал фирму «Кей Би», для которой сам поставил ряд фильмов из жизни Запада, в том числе «Последний бой Кастера» (1912). В дальнейшем руководил производственно-творческим процессом, контролируя работу режиссёров и осуществляя самостоятельно лишь наиболее крупные замыслы (из 500 картин, созданых под контролем Инса, им самим было поставлено лишь 29). Инс впервые ввёл систему продюсеров, «железный» сценарий (требовал пунктуального соблюдения намеченного им плана постановки), широко использовал возможности создания циклов фильмов с одним и тем же актёром в главной роли. Большой популярностью пользовались вестерны с участием актёра У. Харта всего с 1913 их было снято под руководством Инса (в большинстве случаев в постановке Р. Баркера) около 30. Занимательный приключенческий сюжет, строго отработанные выигрышные сцены, поточный характер производства вскоре позволили Инсу завоевать одно из ведущих мест в американской кинопромышленности. После создания эпического полотна «Битва при Геттисбурге» (1913), экзотических мелодрам «Гнев богов» и «Тайфун» (обе 1914, с режиссёром Р. Баркером, с японским актёром С. Хаякава в главных ролях) и социальной картины о судьбе иммигранта «Итальянец» (1915, режиссёр С. Сидни), совместно с Д. У. Гриффитом и М. Сеннеттом основал в 1915 компанию «Трайэнгл». В ней Инс создал несколько десятков картин, в том числе знаменитую «Цивилизацию» (1916, совместно с другими режиссёрами) пацифистскую аллегорию, отмеченную антигерманской направленностью. В 1918 Инс с большинством своих сотрудников перешёл в компанию «Арткрафт-Парамаунт», где был художественным руководителем фильмов Харта и Ч. Рея, в 192124 продюсером фильмов своего младшего брата Ралфа, а также режиссёров М. Нилана, Л. Хиллира и др. для фирмы «Ассошиэйтед фёрст нэшонал».
Лучшие картины, выпущенные Инсом, отличали эпический размах, впечатляющие массовые сцены, драматизм действия, виртуозный монтаж. Менее убедительными были его салонные драмы, а также искусственные аллегории, которым он зачастую отдавал дань в масштабных постановках.
Литература:
Mitry J., Thomas H. Ince, maître du cinéma, P., 1956.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.