Художник мультипликационного фильма

Художник мультипликационного фильма

худо́жник мультипликацио́нного фи́льма. Кинокамера в мультипликационном фильме фиксирует мир, творцом которого является художник; пространство, время, движение этого мира в реальности не существуют — они воссозданы его воображением. В работе над рисованным и кукольным фильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей.

Художник-постановщик — одна из главных фигур в творческом процессе создания мультипликационного фильма. Он автор изобразительно-декорационного решения картины. Творческие задачи художника-постановщика сложны и многообразны. В подготовительный период, предшествующий производству фильма, он создаёт экспликацию, которая является как бы цветовой партитурой будущей картины, её цветовой драматургией. В ряде цветовых эскизов формируется зрительный образ фильма, его световая и цветовая атмосфера, колористическое решение кадра, сцены, эпизода, определяется изобразительная стилистика ленты, разрабатываются графические и динамические характеристики типажей будущих персонажей. Одной из важнейших задач художника-постановщика в подготовительном периоде является создание совместно с режиссёром на основе драматургии графического сценария — так называемой режиссёрской раскадровки — своеобразного визуального макета будущего фильма. Раскадровка окончательно решает монтаж картины, соотношение кадровых композиций, перемену точек съёмки, характер операторской работы, крупность планов, мизансцены, взаимосвязь персонажа и декорации. На основе режиссёрской раскадровки ведётся в дальнейшем вся работа съёмочного коллектива в период производственного воплощения фильма. Существует определённое различие между работой художника-постановщика над рисованным и кукольным фильмом. Эскизы, созданные для объёмных мультипликационных фильмов, отличает большая красочность, декоративность решений, сближающая их с театральными эскизами. Художник в них прежде всего стремится выявить объём декораций, их пространство и свет. Изобразительное решение кукольных фильмов, широко использующих фактуру материала, изысканней, красочнее, чем фильмов рисованных. Не случайно изобразительное обогащение современных мультипликаций идёт в первую очередь от кукольных и перекладочных фильмов. Художник-постановщик рисованного фильма руководит работой большой группы художников разных профилей — мультипликаторов, фоновщиков, фазовщиков, прорисовщиков, заливщиков, — добиваясь образного и стилевого единства всех изобразительных компонентов фильма.

Художник-фоновщик изготовляет фоны и декорации для чистовой съёмки. При этом он руководствуется цветовыми эскизами и указаниями художника-постановщика, перенося манеру их исполнения непосредственно на саму декорацию. В своей работе художник-фоновщик пользуется разнообразными техническими приёмами и приспособлениями. Нередко в изготовлении особо сложных фонов и многоярусных декораций фильма принимает участие и художник-постановщик.

Художник-мультипликатор — творческий участник процесса создания мультипликационного фильма, одушевляющий на экране образ действующего персонажа сценария. Работа художника-мультипликатора (его также называют художником-одушевителем) в рисованном фильме очень специфична — оживление персонажей осуществляется последовательной прорисовкой статичных фаз движения изображаемого объекта. Профессиональное мастерство художника-мультипликатора основано на глубоком знании законов биомеханики движения человека и животных, острой наблюдательности, развитой зрительной памяти, умении проанализировать и расчленить увиденное в действительности или воображаемое движение на его составные — фазы. В одну секунду на экране сменяется 24 кадра, следовательно, любое движение изображения суммируется из 24 статичных фотографий или рисунков. При проекции эти рисунки сливаются в единое движущееся изображение.

Экранная непрерывность изображения — явление чисто психологическое. Движения рисованного персонажа в действительности не существует. Он движется только в восприятии зрителя. Принцип мультипликационного одушевления основан на инерции зрительных впечатлений, определяет форму и способ существования этого искусства. По характеру своей работы художник-мультипликатор прежде всего актёр. Только «играет» он не сам, а опосредованно, при помощи рисунка. Специфика работы художника-мультипликатора выражается в том, что он выполняет на бумаге лишь ключевые рисунки-компоновки, определяющие характер движения в сцене. Все недостающие, промежуточные, фазы между компоновками выполняет художник-фазовщик. Он должен обладать графическим мастерством, знать тонкости технологического процесса производства рисованного фильма. Получив от художника-мультипликатора рисунки-компоновки определённой сцены, он по экспозиционным листам, на которых точно указано количество недостающих фаз движения, делает сначала черновую фазовку движения на бумаге, а затем, после их съёмки, просмотра движения на экране, обсуждения черновых рисунков, вносит необходимые исправления в рисунки-компоновки, выполняет уже чистовую фазовку. Затем готовая сцена поступает в цех прорисовки, цех контуровки, цех закраски. Здесь рисунки — фазы движения персонажей — переводятся художниками с бумаги на листы целлулоида, заливаются специальными красками на основании цветовых моделей персонажей, после чего сушатся и передаются оператору для съёмки.

В кукольном фильме функции художника-мультипликатора выполняет художник-кукловод. Он работает с куклой непосредственно перед камерой, снимающей фильм покадрово. Сначала кукловод проигрывает сцену в своём воображении, а затем её темп и движение персонажей записывает в экспозиционных листах, по которым будут вестись съёмки. Работая с куклой, актёр-одушевитель создаёт живой образ, делает её выразителем человеческого характера.

Роль и функции художника в мультипликационном кино в процессе исторического развития искусства постепенно изменялись и уточнялись.

Истоки рисованного фильма лежат в газетной и журнальной карикатуре, комиксе. Сближение графики и кинематографа и определило на первых порах взгляд на мультипликационное кино как на искусство «ожившей графики». К привычным измерениям графики кинематограф прибавил новое — движение. Рисунок ожил на экране, получил способность существования во времени.

Первые ленты создавались исключительно руками художников, без участия специально приглашённых режиссёров. Чтобы как-то облегчить себе работу над графическими фильмами, художники поначалу стремились предельно упростить рисунок, сделать его удобным для размножения, повторения в большей серии различных фаз движения. Декорации в ранних фильмах или совсем отсутствовали, или обозначались условно — линией горизонта, обобщёнными силуэтами ландшафта. Художники сами производили одушевление рисунков.

Советское мультипликационное кино появилось в начале 20-х гг. как искусство публицистическое. Из сатирической графики, политической и бытовой карикатуры, агитплаката черпали молодые художники темы, сюжеты и образы первых мультагиток, сатирических киношаржей и кинокарикатур. Но контурный линейный рисунок, исполненный на бумаге, пройдя процесс воспроизведения на плёнку и на экран, изменялся, свет «съедал» тонкие графические линии и штрихи. Поэтому молодые художники Н. П. Ходатаев, Ю. А. Меркулов, З. П. Комиссаренко, приступая в 1924 к съёмкам фильма-памфлета «Китай в огне», строили изображение по принципу светотеневого пятна. Была использована техника аппликации из цветной бумаги, дающая ровную градацию серых тонов, фоны выполнялись в технике прессованного угля, пастели, литографического карандаша.

До середины 30-х гг. советские мультипликаторы в работе над рисованными фильмами не использовали целлулоид. Основным материалом художников оставалась бумага, поэтому в отечественном мультипликационном кино получили развитие техника бумажных марионеток и плоских вырезных перекладок.

Новый шаг в изобразительном решении фильма связан с созданием первого детского мультипликационного фильма «Сенька-Африканец» (1927). Обращение к жанру детской сказки заставило молодых художников И. П. Иванова-Вано, Д. Я. Черкеса, Ю. А. Меркулова в корне пересмотреть принципы изобразительного решения картины. Сказка требовала более подробной и тщательной разработки декораций, которые бы создали яркий сказочный образ Африки. Новые требования предъявлялись и к персонажам — пионер Сенька имел свой индивидуальный характер. Художникам удалось создать экзотический мир знойной Африки. В решении декораций использовалось тоновое пятно. Искусно комбинируя разнообразные технические приёмы, художники расширили способы одушевления персонажей, более выразительными, пластичными стали их жесты, движения, мимика.

Важным источником обогащения изобразительной и стилевой формы мультипликационных фильмов стало обращение к достижениям молодого советского изобразительного искусства, к книжной и станковой графике.

К концу 20-х гг. постепенно выявился основной круг задач, которые должен решать художник в процессе создания мультипликационного фильма, наметилось первое разграничение функций режиссёра, художника-постановщика и художника-одушевителя.

С приходом звука в кинематограф начался сложный процесс перестройки всей художественной структуры фильма. Изменился и характер работы кинохудожника. В мультипликационном кино этот процесс протекал не так болезненно, как в игровом, где наметилось резкое снижение изобразительной культуры фильма. Музыка, слово, шумы, записанные синхронно под изображение, обогатили художественную выразительность лучших немых лент «Самоедский мальчик» и «Почта», которые были озвучены. Звук органично вошёл в образную структуру этих фильмов.

С созданием в 1936 киностудии «Союзмультфильм» происходит окончательное разграничение и закрепление функций основных создателей рисованного фильма — режиссёра, художника, мультипликатора. Переход на новую поточную технологию производства фильмов, принятую на американских студиях, позволил привлечь к работе большую группу художников. Правда, этот переход был связан с некоторыми издержками, и в первую очередь с сужением изобразительных стилистических исканий. Переняв диснеевскую технологию, советские мультипликаторы на какое-то время переняли и его стилистику, его эстетику. Со временем, глубже освоив выразительные возможности новой технологии, советским художникам удалось преодолеть влияние эстетических принципов метода Диснея, обратиться к созданию самобытных по стилю произведений. Большое значение для подготовки профессиональных кадров художников-постановщиков для мультипликационного кино сыграла организованная в 1938 во ВГИКе на художественном факультете мастерская художников мультипликационного кино.

В послевоенный период наметился значительный подъём искусства мультипликации. Росту изобразительной культуры способствовали выпускники художественного факультета ВГИКа — Н. Строганова, В. А. Никитин, Л. И. Мильчин, А. П. Сазонов, Е. Т. Мигунов, А. В. Винокуров, В. Д. Дегтярёв, Л. А. Шварцман.

В начале 60-х гг. в советском мультипликационном кино начался интенсивный процесс обновления образной и пластической основы рисованных и кукольных фильмов, связанный с расширением жанрово-тематических и стилистических исканий, поисков новых средств концентрации мысли в образе. В структуре художественного образа фильма происходят серьёзные изменения, возрастает содержательная роль таких его традиционных выразительных элементов, как время, пространство, ритм, более разнообразными становятся его динамические и цветовые характеристики.

Художники, обладающие яркой творческой индивидуальностью, например С. А. Алимов, А. А. Спешнева, М. Соколова, В. Н. Зуйнов, Э. А. Назаров, разрабатывают в мультипликационных фильмах свои собственные выразительные стили. Большинство художников-постановщиков ищут пути освоения и синтеза богатейшего культурного наследия искусства. Как показала практика 60—70-х гг., возможности мультипликации в освоении изобразительных стилевых принципов различных видов искусств практически неисчерпаемы. Подчёркнуто живописный подход в изобразительной трактовке мультипликационных фильмов разрабатывают художники и режиссёры Н. Н. Серебряков, В. В. Курчевский, Р. А. Раамат из Эстонии.

Мультипликационное кино открывает перед художниками широчайшие возможности образно-поэтического постижения мира. В середине 70-х гг. в советское многонациональное кино влилась большая группа талантливых молодых художников, много сделавших для обогащения образного мира рисованного и кукольного фильма: Н. Н. Виноградова, Ф. А. Ярбусова, Н. В. Орлова, Н. Пророкова.

Мультипликационные фильмы создаются почти во всех союзных республиках. Молодые художники Украины (Р. Ф. Сахалтуев, Н. Гузь), Эстонии (Р. Э. Таммик, Р. Раадме), Казахстана (Ж. Ж. Даненов), Туркмении (М. О. Чарыев) и другие успешно осваивают опыт и традиции своих национальных культур.

А. А. Волков.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Художник мультипликационного фильма" в других словарях:

  • Художник — У этого термина существуют и другие значения, см. Художник (значения). художник …   Википедия

  • Художник-мультипликатор — Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Художник мультипликатор рисованного фильма и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению). В случае необходимости обсуждения… …   Википедия

  • Художник-мультипликатор рисованного фильма — Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Художник мультипликатор». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объединению}} …   Википедия

  • Художник кинофильма — художник кинофильма, автор изобразительно декорационного решения фильма (художественного, мультипликационного и др.). Художник постановщик возглавляет работу группы, в которую входят художник декоратор, ассистент, художник по костюмам, гриму,… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Мультипликационное кино — «Рейнеке Лис». Режиссёр В. Старевич. 1939. мультипликационное кино (от лат. multiplicatio  умножение; ряд языков использует др. слово  одушевление, animation  франц., англ., animazione  итал.), синтетическое искусство, в основе которого лежит… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Иван Уфимцев — Биография Ивана Уфимцева Режиссер анимационного кино, народный артист России Иван Васильевич Уфимцев родился 15 января 1928 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1948 году окончил школу киноактера в Свердловске, после чего начал… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Спящая красавица (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спящая красавица (значения). Спящая красавица Sleeping Beauty …   Википедия

  • Назаров, Эдуард Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Назаров. Эдуард Васильевич Назаров Дата рождения …   Википедия

  • ШВАРЦМАН Леонид Аронович — (р. 30.8.1920), советский художник, режиссёр. Заслуженный художник РСФСР (1981). Окончил школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1941) и ВГИК (1951). С 1948 на киностудии «Союзмультфильм». Участвовал в постановке фильмов: «Федя… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Боуи, Дэвид — У этого термина существуют и другие значения, см. Боуи. Дэвид Боуи David Bowie …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»