- Художник кинофильма
худо́жник кинофи́льма, автор изобразительно-декорационного решения фильма (художественного, мультипликационного и др.). Художник-постановщик возглавляет работу группы, в которую входят художник-декоратор, ассистент, художник по костюмам, гриму, мебели, реквизиту, художник комбинированных съёмок. Иногда функции всех художников (кроме гримёра) выполняет художник-постановщик. В задачу художника-постановщика входит воссоздание материальной среды будущего фильма, от архитектурных ансамблей до мельчайших подробностей быта. В эскизах к фильму (изобразительная экспликация, эскизы декораций, раскадровка) художник-постановщик вместе с режиссёром и оператором как бы предвосхищает эмоциональный и изобразительный строй фильма. В них предопределяется организация игрового пространства, будущие мизансцены и композиционное построение кадров. С помощью художника-декоратора и ассистента художник-постановщик разрабатывает рабочие чертежи декораций, мебели, реквизита, постановочного инвентаря, составляет описание работ, руководит изготовлением чертежей декораций и консультирует составление сметы. Он также участвует в выборе мест натурных съёмок, следит за постройкой декораций в павильоне и на натуре, в отборе дублей отснятого материала, в графическом оформлении фильма (титры).
Художник-декоратор выполняет все работы, связанные с осуществлением изобразительно-декорационного замысла фильма; разрабатывает предварительные чертежи декораций, составляет описание работ и следит за производством декораций, соответствием их с эскизом художника-постановщика; нередко самостоятельно создаёт эскизы декорационных достроек, мебели и реквизита. Он подбирает для съёмки постановочный инвентарь, мебель, реквизит, выполняет работу по подготовке декорации к съёмке.
Художник по костюмам создаёт в эскизах образ персонажа и помогает актёру раскрыть его характер. Находит взаимосвязь костюма, декорации и грима, учитывая фактуру материала, свойства плёнки (чувствительность, цветопередача) и др. Во время съёмки фильма следит за точностью и соответствием всех деталей костюма.
Художник-гримёр средствами грима создаёт внешний облик персонажа, способствующий раскрытию его внутренней характеристики. Предварительные поиски грима осуществляются в эскизах и пробах на фото- и киноплёнке. При этом учитываются специфические требования съёмки, освещения, свойства плёнки и др. Техника нанесения грима в кино имеет ряд особенностей. Другие требования предъявляются к гриму при цветной съёмке.
Художник-фоновщик выполняет живописные работы (фоны, заспинники, рисованные декорации, декоративные росписи, фрески, рисунки обоев, пола, лепных украшений, витражи и др.), создаёт предметы реквизита (гобелены, панно, портреты, вывески и др.). Для достижения нужного эффекта на экране художник-фоновщик творчески интерпретирует эскиз, учитывает свойства чёрно-белой и цветной плёнки, освещение, оптику, метод съёмки и др. См. Грим, Декорации, Костюм, а также литературу при этих статьях.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.